• LMS
  • E-library
  • O‘qishga qabul
  • FAQ

Yangiliklar

image

Motivatsion xat tayyorlash va esse yozish haqida ma’lumotlar

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО

для поступления в Академическую аспирантуру НИУ ВШЭ

ФИО: Кашин Дмитрий Викторович

 

Добрый день,

я, Дмитрий Викторович Кашин, работаю в НИУ ВШЭ – Пермь в должности руководителя отдела международного сотрудничества и преподавателя департамента менеджмента. В рамках трудовой деятельности занимаюсь организацией отбора иностранных граждан на обучение в НИУ ВШЭ – Пермь на бюджетные и коммерческие места, преподаю дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Бизнес-планирование».

Получив высшее образование по специальности «Экономика» в НИУ ВШЭ – Пермь и окончив с отличием программу магистратуры «Государственное и муниципальное управление» в Высшей школе экономики, я бы хотел продолжить развиваться в рамках программы академической аспирантуры НИУ ВШЭ. В область моих интересов входят финансовые рынки и финансовые институты, корпоративные финансы, отдельные аспекты микроэкономики, государственное и муниципальное управление, государственные и муниципальные закупки. В частности, в выпускной квалификационной работе магистратуры НИУ ВШЭ – Пермь мы с научным руководителем Еленой Витальевной Шадриной оценили эффективность политики по поддержке малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок РФ. Для этого нами была собрана обширная база данных (22 тыс. наблюдений) и проведена оценка ряда спецификаций эконометрических моделей. Материалы магистерской диссертации и собранная база данных могут стать основой для разделов будущей кандидатской диссертации в ключе построения теоретической модели, объясняющей выбор организации в условиях неопределенности, и верификация модели эконометрическими методами.

Моя цель за время учебы в академической аспирантуре – опубликовать не менее двух научных статей в зарубежных рецензируемых научных журналах и не менее трех статей в рекомендуемых журналах из списка НИУ ВШЭ. Помимо научных статей, ставлю себе цель написать диссертационное исследование, применив знания, которые получал с момента поступления в бакалавриат НИУ ВШЭ, а также те академические знания и навыки, которые планирую получить в академической аспирантуре. Участие в программе «Академическая аспирантура» позволит мне стать частью мирового академического сообщества, интегрироваться в научные проекты Университета и, безусловно, развить свои исследовательские компетенции и навыки. Став участником программы «Академическая аспирантура», я смогу обмениваться опытом и исследовательскими идеями с единомышленниками, что позволит установить эффективное взаимодействие с коллегами при проведении совместных исследовательских проектов. Продвинутые курсы по базовым профессиональным дисциплинам и специализированные курсы в рамках программы позволят мне совершенствовать собственную преподавательскую деятельность в ВШЭ и модернизировать программы читаемых курсов.

Одним из определяющих критериев выбора программы «Академическая аспирантура» для меня стала возможность прохождения стажировки в зарубежном университете в рамках обучения на программе. Данный формат позволит мне на время погрузиться в зарубежную академическую среду, принять участие в зарубежных конференциях и семинарах, а также завести ценные знакомства с зарубежными коллегами. Полученный опыт станет основой для написания научных статей в ведущих зарубежных журналах. Для меня стажировка в зарубежном университете в рамках обучения на программе академической аспирантуры – это возможность реализовать мою давнюю мечту поступления на PhD программу за рубежом. Программа «Академической аспирантуры» позволит мне реализовать ее в стенах родного Университета.

Во время обучения и работы в Высшей школе экономики я осознал, что хотел бы построить успешную карьеру в стенах ВШЭ. Я считаю, что программа «Академической аспирантуры», с одной стороны, усилит и углубит имеющиеся у меня знания и опыт, и, с другой стороны, даст мне исследовательские навыки, которые необходимы для продолжения успешной научной и преподавательской деятельности в ВШЭ и карьерного роста в стенах Университета. Возможность общения с ведущими российскими и зарубежными исследователями и преподавателями в рамках программы «Академическая аспирантура» позволит мне посмотреть на мою исследовательскую деятельность с другой стороны и расширит возможности самореализации в научной сфере.

Я уверен, что программа академической аспирантуры является уникальным связующим звеном между моим образованием и будущей карьерой в Высшей школе экономики.

            С уважением,

            Дмитрий Кашин


 

Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики

Образовательная программа 38.04.04 Государственное и муниципальное управление «Государственное и муниципальное управление»

 

Эссе по дисциплине «Современная экономическая политика» на тему: Приватизация государственных корпораций

 

Студенты группы ГМУ-16-1:

Гаврилюк Дарья Андреевна

Кашин Дмитрий Викторович

Тунегова Маргарита Викторовна

 

Преподаватель:

к.э.н., Зуева Елена Львовна

Пермь 2016

В XXI веке невозможно представить экономику, которая могла бы развиваться и прогрессировать без конкуренции. Однако одним из важнейших условий конкуренции является частная собственность в виде заводов, фабрик, предприятий и фирм. Очевидно, что если все производство товаров и услуг находится в руках государства, то на рынке существует лишь один производитель, иными словами, в экономике страны присутствует монополия. Основы экономической теории гласят, что монополия способствует завышению цен, ухудшению качества товаров и услуг, а также технологическому застою. Таким образом, для того, чтобы экономика страны развивалась, нужно избавиться от монополии в лице государства. Именно к такому выводу пришли власти Российской Федерации после распада СССР в 90-х годах XX века.

Распад СССР знаменовал переход от плановой экономики к рыночной, а значит переход от государственной собственности к частной. Такой процесс перехода и называется приватизацией. Стоит отметить, что приватизация в России имеет свои особенности. Одной из главных сложностей являлась нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране в конце XX века. В Российской Федерации происходила не просто смена верхушки власти, а смена идеологии, смена целей и взглядов на будущее страны. Эксперты считают, что процессы приватизации в России имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В данной работе рассмотрим их детально.

Правительством РФ в 1991 году было принято решение о форсированной приватизации государственных предприятий. Решение было подкреплено указом Президента № 341 от 29.12.1991, утвердившим «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Приватизацию «по-российски» можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап (01.11.1992 – 01.07.1994), получивший название ваучерного, заключался в том, что каждый житель получал ваучер номиналом 10 000 руб. Человек мог обменять его на акции своего предприятия, купить акции посреднических организаций (чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), которые позже по законодательству были лишены права приобретать контрольные пакеты акций предприятий, используя ваучеры граждан) или продать ваучер. Например, в 1994 году в Москве на один ваучер можно было получить порядка 700 акций «Газпром». Согласно статистике, около 25 млн. россиян вложили свои ваучеры в ЧИФы, а примерно 40 млн. вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали. Всего за первый этап было приватизировано 112,6 тысяч государственных предприятий. За эти два года в частные руки была передана большая часть объектов малой приватизации (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта и т.д.). На втором этапе (01.07.1994 – конец 1995 г.), получившем название «денежная приватизация», планировали усилить инвестиционную активность владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий для осуществления их структурной перестройки, а также увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Эти поступления обеспечивались за счет залоговых аукционов. 31 августа 1995 г. президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн. рублей. В целом на этом этапе процессы приватизации замедлились. Число приватизированных предприятий достигло 127 тысяч. Денежная приватизация кажется логичным продолжением ваучерной, однако нестабильная экономическая ситуация не способствовала привлечению инвесторов. Уже привлеченных инвестиций не хватало, чтобы эффективно развивать приватизированные предприятия. Промышленность, переданная в частные руки, фактически встала. Третий этап приватизации продолжается с конца 1995 года по настоящее время. В декабре 2001 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно ему приватизация начала осуществляться на плановой основе, Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозируемую программу приватизации, Президент формирует перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. К 2003 г. в России осталось всего около 705 неприватизированных объектов. На протяжении последующих 10 лет в среднем ежегодно приватизировалось от 6 до 17 крупных компаний. Согласно Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р обеспечиваются следующие мероприятия:

1)создаются условия для эффективного управления федеральным имуществом;

2) сокращается доля государства в экономике, а также оптимизируется состав федеральных организаций;

3) повышается эффективность продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, а также модернизации и технологического развития экономики;

4) расширяются каналы продажи приватизируемого имущества путем привлечения независимых продавцов;

5) увеличиваются сроки экспозиции приватизируемых активов на рынке;

6) усиливается контроль за финансово-экономическим состоянием приватизируемых акционерных обществ;

7) ускоряются приватизационные процедуры и сокращаются возможности коррупционных проявлений при проведении торгов;

Согласно статистике в 2015 году в рамках реализации Программы приватизации осуществлены сделки по продаже приватизируемого имущества на сумму 7,39 млрд. руб. От продажи федерального имущества перечислено в федеральный бюджет 6,304 млрд. рублей. Проведено 462 процедуры торгов, что на 35% превышает количество торгов, проведенных в 2014 году.

Переходя к текущему году, отметим, что в январе Президент РФ провел совещание с руководителями 12 крупнейших государственных компаний и  запланировал их приватизацию на 2017-2019 гг. Так, до 2019 года Правительство РФ планирует продать 8% акций «Алроса», при этом продажа федерального пакета акций должна быть скоординирована с реализацией акций, принадлежащих Якутии (чуть больше 25%), 35% – ВТБ и 25% – РЖД, а также доли еще в 9 крупнейших компаниях, о чем говориться в проекте плана приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы.

Как говориться в проекте, всего за три года, власти собираются приватизировать 509 акционерных обществ, 316 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), доли государства в 11 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1049 объектов иного имущества государственной казны. Сроки и способы приватизации в документе не прописаны, и будут определяться правительством «с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов», говорится в документе. План приватизации на 2017 – 2019 гг. 30 октября 2016 г. был внесен в Госдуму вместе с проектом трехлетнего бюджета.

На 2017 год запланированы две крупные сделки по приватизации 10,9% минус одна акция банка ВТБ (пакет оценивается в 95,5 млрд. руб.) и продажа 25% минус одна акция «Совкомфлота» (доход от продажи оценивается в 24 млрд. руб.). Данные планы уже подтвердил министр финансов Антон Силуанов. Всего до 2019 года государство планирует продать 36% пакета ВТБ (снизив долю в госбанке с текущих 60,93% до блокпакета – 25% плюс одна акция) и снизить долю государства в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс акция.

Однако реализация данных планов находится под сомнением, т.к. прогнозные планы всегда расходились с фактическими результатами. Например: «Совкомфлот» фигурировал в плане приватизации еще в 2011 – 2013 годы, как и РЖД; на 2014 – 2016 годы планировалась приватизация 25% Уралвагонзавода (УВЗ), а Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) упоминалась в качестве потенциальной цели до 2024 года (Минпромторг до сих пор выступает за приватизацию от 25% до 49% акций УВЗ и ОСК), но в проекте на 2017 – 2019 гг. этих компаний нет. Ранее отмечалось, что Министерстве экономического развития предлагают включить в план приватизации на 2017-2019 гг. Сбербанк России, однако, Президент РФ, как и Герман Греф, отметил, что приватизация Сбербанка в среднесрочной перспективе рассматриваться не будет.

Также, в течение данного периода, должна сократиться доля государства: в «Транснефти» (с 78,1% до 75% плюс одна акция), в Государственной транспортной лизинговой компании (со 100% до 75% плюс одна акция), в «Зарубежнефти» (со 100% до 90%, а к 2020 году – до 50% плюс одна акция), в РЖД (со 100% до 75% плюс одна акция) и в «РусГидро» (с 66,8 до 50% плюс одна акция). Кроме того, планируется прекращение участия государства в капитале Новороссийского морского торгового порта (НМТП), Объединенной зерновой компании (ОЗК), «Ростелекома» (данные организации уже были в плане на 2014 – 2016 гг.) и производственного объединения – Смоленский завод «Кристалл» (крупнейший в России производитель бриллиантов, вносится в план впервые).

Из проекта нового трехлетнего плана на 2017 – 2019 гг. исключены долгосрочные планы по продаже долей в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), «Аэрофлоте», аэропортах Внуково и Шереметьево. Перечень компаний в плане будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры госсобственности. В проекте также просматривалась возможность приватизации «Гознака», но Минфин и Минэкономразвития летом 2016 г. договорились не включать предприятие в план.

Доходы от приватизации в предстоящие 2017 – 2019 гг. могут составлять по 200–300 млрд. рублей. В бюджет следующего года Минфином заложено 138 млрд. руб. поступлений от приватизации. Таким образом, в современной России до сих пор продолжается процесс приватизации, начатый в 90-е годы. Мы считаем, что, несмотря на более чем 20-летнюю историю данного процесса, механизм приватизации все равно имеет изъяны и недостатки. К проблемам современной приватизации мы относим:

1) отсутствие регламентированных прав унитарных предприятий на принадлежащее им имущество и используемые земельные участки;

2) отсутствие мотивации менеджмента на проведение успешной приватизации предприятия;

3) отсутствие должного контроля со стороны отраслевых федеральных органов исполнительной власти за процедурами сделок;

Ведущие эксперты РФ считают, что проблемы связанные с приватизацией варьируются в зависимости от региональных особенностей экономики. Остановимся на Пермском крае и подробно опишем процесс приватизации градообразующего предприятия «Мотовилихинские заводы» проанализировав данный процесс на конкретном примере. Отметим, что несмотря на приватизацию предприятия в 90-е годы, значимость перехода «Мотовилихинских заводов» из государственной собственности в частную до сих пор является знаковым событием в экономике Пермского края.

Приватизация «Мотовилихинских заводов» началась с распоряжения Правительства РФ от 05.12.1992 № 2258-р «О приватизации "Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина». Документ предполагал закрепить 20 процентов акций предприятия в федеральной собственности сроком на три года. 11 декабря 1992 года было образовано ОАО «Специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» в результате приватизации «Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина». В связи с преобразованием государственного предприятия в акционерном обществе была проведена эмиссия 568 824 обыкновенных акции с номиналом в 1000 рублей. Стоит отметить, что кроме технической стороны приватизации в процессе присутствовал человеческий фактор, так как государственная собственность должна была перейти непосредственно в частные руки. Требовалось решить в чьи «руки» перейдет предприятие таких масштабов, что в свою очередь спровоцировало конфликт между руководством после акционирования, а именно ЗАО «ФД «Русь», и уволенными директорами и персоналом. Данные события обостряли и без того непростой процесс приватизации заводов.

По словам работников предприятия, акционирование «Мотовилихинских заводов» сопровождалось целым рядом сложностей, включающих переход в частную собственность общежития и больницы, находившихся неподалеку, а также дворца спорта «Молот» и ресторана «Горный хрусталь», которые оказались в списке непрофильных активов предприятия уже после того, как контрольный пакет акций (50% + 1 акция) достался московской фирме ЗАО «ФД “Русь”». Несмотря на противоречивость оценок приватизации Пермского «градообразующего» предприятия, попробуем прийти к единому мнению о процессах, происходящих в 90-е годы. Для того, чтобы оценить успешность акционирования, рассмотрим дальнейшую судьбу «Мотовилихинских заводов» и ряд текущих экономических показателей. Сразу после приватизации, предприятие стало производить больше гражданской продукции (дорожно-строительное машиностроение). С начала   2000-ых в акционерном обществе реализуется программа модернизации, вводится в эксплуатацию новое оборудование. В 2011 году ОАО «Мотовилихинские заводы» признано единственным в стране серийным заводом полного цикла по производству артиллерии. Около года назад, совет директоров утвердил дальнейшую стратегию развития предприятия: планируется достичь объема продаж в 25 млрд. рублей к 2017 году, а на модернизацию завода планируется направить около 8 млрд. рублей.

Проводя краткий анализ финансовой отчетности предприятия, можно сказать о том, что «Мотовилихинские заводы» обладают текущей ликвидностью. Более того коэффициент рентабельности активов (ROA) достаточно высокий, по сравнению с другими предприятиями отрасли, что говорит об успешной приватизации предприятия. Затрагивая структуру уставного капитала компании: 4,86% компании принадлежит физическим лицам (48 244 695 акций), остальные 95,14 – юридическим (943 861 629 акций). Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что акционирование стратегического предприятия Пермского края ОАО «Мотовилихинские заводы», несмотря на ряд сложностей, в целом, прошло успешно. По словам Юрия Булаева (директора МЗ в 90-е годы), «приватизация заводов была просто необходима в условиях быстроразвивающейся ситуации на рынке».

Отметим, что приватизация не всегда проводилась так, как в Пермском крае. Этот процесс часто был связан с гибелью многих предприятий, массовой безработицей в ряде регионов и упадком экономики. Тем не менее, сегодня можно утверждать, что приватизация государственной собственности как в стране в целом, так и в Пермском крае (1992 – 2016 годов) неэффективна: во-первых, до сих пор отсутствует полноценный квалифицированный государственный орган, ответственный за компетентное проведение приватизации; во-вторых, отсутствует прозрачная оценочная деятельность в отношении приватизируемого государственного имущества; в-третьих, вызывает сомнения целесообразность приватизации ряда пакетов акций, многих предприятий, недвижимого имущества в предложенном объеме. Подчеркнем, что приватизация должна осуществляться с учетом стратегических и экономических интересов регионов, направленных на привлечение инвестиций в предприятия, развитие экономического потенциала и инвестиционной привлекательности компаний в целом.

Список литературы

[Н1] – РИА Новости https://ria.ru/history_spravki/20110530/381713462.html

  1. Инвестиционный обзор ОАО «Мотовилихинские заводы» - http://quote.2stocks.ru
  2. Официальный сайт ОАО «МЗ» - http://mz.perm.ru/about/history/
  3. Справочник предприятий Пермского края - http://old.rusmet.ru
  4. Российское законодательство – http://russia.bestpravo.ru
  5. Аналитический портал - http://www.akm.ru/rus/analyt
  6. Кузнецова Т.А. «Судьба общежития, судьба человека»: http://www.revkom.com
  7. Энциклопедия «Пермский край» - http://enc.permculture.ru

(К) – Рожков Е. В. Эффективность приватизации государственных предприятий в Пермском крае // Экономическая политика  и управление экономическим развитием. 2015

ТЕМЫ ЭССЕ

4.1. Отраслевые особенности выбора структуры капитала.
4.2. Сравнение дивидендной политики в государственных и частных компаниях. 
4.3. Финансовые результаты цифровых компаний.
4.4. Анализ структуры собственности в крупнейших российских компаниях.
4.5. Анализ процесса замещения прямых иностранных инвестиций внутренними источниками финансирования.
4.6. Изменение ключевой ставки ЦБ РФ: анализ эффектов.
4.7. Влияние санкций на цену акций российских публичных компаний.
4.8. Анализ динамики рынка криптовалют.
4.9. Формирование оптимального пенсионного плана
4.10. Оценка последствий введения безусловного основного дохода в России.
4.11. Оценка эффективности размещения облигационных займов российскими компаниями.
4.12. Цифровизация финансовой отрасли в России: анализ трендов.
4.13. Оценка устойчивости российских компаний к внешним шокам.
4.14. Инструменты инвестирования в условиях экономической турбулентности. 
4.15. Влияние санкционной политики на эффективность деятельности российских компаний.